Негрубое перинатальное поражение центральной нервной системы у детей

    После рождения малыша каждая мама хочет скорее узнать, не подействовали особенности беременности и родов на состояние здоровья ее ребенка, каковы последствия, можно ли исправить ситуацию.

    По данным различных авторов перинатальная патология нервной системы (ППНС) колеблется от 45 до 86%, при этом ведущая роль в ее генезе принадлежит гипоксии. Согласно данным Минздравсоцразвития России, в настоящее время количество нормальных родов не превышает 36,8%.

    Если у ребенка явные симптомы (сильное запрокидывание головы назад, судороги, быстрый рост окружности головы, «мозговой крик»), то этого невозможно не заметить.

    И это волнует как родителей, так и врачей.

    Но зачастую патологическая неврологическая симптоматика имеет «смазанный» характер (нарушения мышечного тонуса, проблемы со сном, кормлением, задержка темпов становления возрастных навыков и умений). А если акушерский анамнез мамы не предвещает «ничего страшного» для новорожденного, то даже легкая симптоматика отклонений в его здоровье и развитии не вызывает настороженности ни у семьи, ни у специалистов.

    И это может стать роковой ошибкой и причиной ухудшения состояния ребенка, появление последствий «незаметной» перинатальной патологии ЦНС.

    Было проведено специальное исследование, целью которого стал нейропсихологический анализ особенностей психического развития детей с перинатальным поражением нервной системы (ППНС) легкой степени тяжести в анамнезе.

    В исследовании приняли участие 170 детей 5-9 лет:

    1) неврологически здоровые дети с ППНС в анамнезе — 100 чел.

    2) здоровые дети без отклонений в развитии и без указаний на патологию беременности и родов в анамнезе — 70 чел.

    У всех детей с ППНС обнаружили выраженные нейродинамические нарушения — медлительность, утомляемость, изменения темпа деятельности, плохая сообразительность и пр.

    Причиной этому были дисфункции формирующихся в перинатальный период подкорково-стволовых структур головного мозга, что и стало первичным дефектом.

    В качестве вторичного дефекта выступает недостаточность произвольной регуляции деятельности.

    Особенно это становится заметно в начале школьного обучения. Это нарушение становится основным фактором, затрудняющим продуктивную деятельность и социальную адаптацию ребенка.

    В целом, у детей с ППНС в дальнейшем формируется «подкорково-лобный» синдром:

    нарушается функциональное состояние и развитие лобной коры, которая, в свою очередь, начинает недостаточно выполнять организующую функцию по отношению к субкортикальным структурам; основные нарушения при этом — снижение произвольного контроля на фоне нейродинамических дисфункций.

    У многих детей с ППНС частично страдает функциональное развитие височных, теменных и затылочных долей мозга.

    В результате этого: снижены показатели слухоречевой памяти, зрительного и тактильного гнозиса, речевых процессов, вербально-логического мышления. В основном, в большей степени нарушается функциональное развитие левого полушария, а также становление межполушарного взаимодействия.

    Специалисты считают, что с учетом масштабов распространения ППНС, необходимо широкое внедрение специальных коррекционно-развивающих программ для таких  детей. 

     В нашем центре специалисты работают со всеми видами нарушений развития детей, связанными с перинатальным поражением ЦНС. Используются психолого-педагогические и социально-реабилитационные методы нейрокоррекции, в том числе с использованием специального оборудования.